Ислам и выкидыш
Благодать упования на Аллаха: жизнь после выкидыша
«Мне очень жаль, у ребенка не бьется сердце», — несколько слов, но эти слова пронзили мой мозг, словно ракета. Боль, горе, тоска растеклись по телу, побежали по венам. Я поражена, я не верю, я в шоке. И плачу, плачу, плачу… Вспоминаю, как мы с мужем мечтали, какие планы строили для нашего первенца.
А потом понимаю, что я всего лишь человек. Несовершенный кусочек плоти, созданный из глины. И не в моей власти это проконтролировать или избежать. Это часть плана, уготованного Аллахом (хвала Ему) для меня. И я счастлива осознанием того, что Аллах считает меня достаточно сильной, чтобы послать мне такое испытание. Говорится в Коране:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Коран, 2:286).
Осознав все это, я восклицаю «инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун, альхамдулиллях аля кули халь» — «воистину мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся, хвала Аллаху за все».
В поисках помощи и поддержки я начала читать случайные статьи, введя в поисковик «жизнь после выкидыша». Просматривая множество материалов на эту тему, я думала обо всех мусульманках, которые прошли через тот же болезненный опыт, что и я. И тогда я почувствовала потребность дать собственный совет о том, как продолжать жить, потеряв ребенка.
Справиться с болью
Боль приходит двумя путями: физическим и эмоциональным. Болезнь – это пример физической боли, тогда как утрата любимого человека влечет за собой эмоциональную боль. К сожалению, самопроизвольное прерывание беременности сопряжено с обоими видами боли. Оно затрагивает вас физически и эмоционально.
Я старалась победить эмоциональную боль, но иногда усиление физической боли делает человека более уязвимым для эмоциональной. Я старалась не подавать виду, но каким-то образом все равно умудрялась связывать все, происходящее вокруг, с моим драгоценным нерожденным ребенком. Несмотря на все свои попытки, я, сама того не желая, каждый раз сдавалась перед болью.
Мне не хотелось лежать в постели, не было желания заниматься, хотя впереди были экзамены. Я не хотела возвращаться на учебу и на работу, не хотела быть среди людей. Когда после операции я вышла из дома, каждый встречный спрашивал о моей беременности или выражал соболезнования по поводу моего несчастья. Каждый раз мне приходилось что-то объяснять, и от этого боль возвращалась.
Но постепенно мне становилось лучше, шли дни, и я научилась жить с этим. Я больше не бросалась в слезы каждый раз при виде беременной женщины или маленького ребенка или в детском отделе магазина. Я вспомнила, что значит быть счастливой, и мне больше не нужно было вымучивать улыбку. Это не значит, что я забыла. Я никогда не забуду те бесценные недели, проведенные с моим неродившимся ребенком. Просто я научилась жить после потери ребенка.
Тем, кто попал в ту же ситуацию, что и я, хочу сказать, что очень сожалею о том, что с вами произошло, и искренне молюсь о том, чтобы Аллах (хвала Ему) в скором будущем благословил вас здоровыми детьми. А тем читательницам, которые не пережили ничего подобного – молю Аллаха, чтобы у вас была здоровая беременность и своевременные роды.
Когда случилось несчастье, меня утешала одна вещь – моя вера в Аллаха и благодатная способность уповать на Него. Это дало мне сил, чтобы снова взять жизнь под контроль. Я думала, какое благо в том, что я мусульманка и верю, что моя жизнь в руках Аллаха. Именно после этого я добавила в строку поиска, где было написано «жизнь после выкидыша» слово «ислам».
Таваккуль (упование) на Аллаха дал мне благословенные силы жить дальше. Был баракат (благословение) в знании, которое позволило мне понять, что я должна жить дальше. Изучая вопрос об отношении к потере ребенка в исламе, я незаметно сделала первый шаг к выздоровлению.
1. Изучите вопрос
Альхамдулиллях, нам дарована самая милостивая и сострадательная религия. Я была удивлена тем, что узнала об исламе и выкидыше. Я узнала хадис на эту тему и истории о сподвижниках, так или иначе лишившихся детей, и это принесло мне огромное облегчение. Я думала, что потеряла своего ребенка навсегда, пока мне не попался этот прекрасный хадис.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, поистине, выкидыш введёт мать за пуповину в Рай, если она терпела и надеялась на награду!» (Сунан ибн Маджа).
Как же это прекрасно! По милости Аллаха (хвала Ему), я встречу моего ребенка у ворот рая! Прочтя этот хадис, я расплакалась от счастья и радости.
2. Совершайте киям аль-лейл (ночную молитву)
После операции я почти лишилась сна из-за физической и эмоциональной боли. Однажды я заставила себя подняться с постели, омылась и совершила киям. Никогда еще я не чувствовала себя ближе к Аллаху, чем во время той единственной молитвы! Обычно, когда я вдруг начинала плакать, меня утешал муж или мама или свекровь. На этот раз было по-другому. Я плакала и не могла остановиться, и слезы текли на коврик, и Он был моим Утешителем. Это было такое прекрасное чувство. Даже не могу описать, как меня утешила эта молитва. Совершая суджуд на своем коврике, я чувствовала, будто изливаю сердце прямо Аллаху и рассказываю ему о своих страданиях. Эта ночная молитва была одним из важнейших шагов к моему эмоциональному восстановлению.
3. Постоянно совершайте дуа
Помимо намазов, для общения с Аллахом я пользовалась дуа. Я воздевала руки, обращаясь к Всемилостивому, и плакала перед Ним о своем горе.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Нет ничего более благородного перед Аллахом, чем дуа» (Тирмизи).
Я молила о том, чтобы Он дал мне физических, эмоциональных и духовных сил, о здоровой беременности в будущем, о скорейшем эмоциональном восстановлении мужа, о моих сестрах в исламе, переживших нечто подобное. Я молила о том, чтобы воссоединиться с моим нерожденным ребенком на небесах. Я молила обо всем. Дуа – это единственное, что я могла, лежа в постели, и я делала все возможное, чтобы воспользоваться этим источником благодати.
4. Заручитесь поддержкой
Не представляю, как я пережила бы этот удар без семьи и друзей. Плача на плече у мужа, я постоянно слышала от него, что это испытание от Аллаха, и что мы сильные, и мы справимся. Мама и свекровь тоже были рядом, готовили, убирали, были готовы прийти на помощь каждую минуту. Подруги помогали мне с учебой и разговаривали с моими преподавателями.
Мне очень повезло, что у меня была такая поддержка. Если с вами случится нечто подобное, позаботьтесь о том, чтобы кто-то был рядом, не бойтесь просить помощи у близких.
5. Дайте себе время погоревать
Для меня было очень важно иметь возможность на время выпасть из привычной жизни. Я предупредила, что пропущу несколько занятий, взяла отгулы на работе. Мне нужен был перерыв, чтобы восстановиться даже не столько физически, сколько эмоционально. Я была не готова видеть людей, отвечать на их вопросы о моем здоровье или видеть что-то помимо моей спальни, которая напоминала мне о моем ребенке. Мне нужно было время на выздоровление. Если вам тоже требуется для этого время – не думайте, что это слабость. Это нормально.
6. Не появляйтесь в обществе, пока не будете готовы
К сожалению, я убедилась в этом на своем печальном опыте. Буквально через неделю после операции мне пришлось пойти на семейную вечеринку по поводу обручения. Мне искренне не хотелось наряжаться и быть среди людей, но пришлось, потому что это было связано с семейными обязанностями, и, конечно, были вопросы о моей беременности и моем горе. Я изо всех сил пыталась не расплакаться, пока, наконец, не попросила мужа увести меня. Видеть всех этих людей, собравшихся по столь радостному событию – это было выше моих сил, слишком мало времени прошло.
7. Готовьтесь отвечать на вопросы
Когда почувствуете, что готовы выходить в люди, подумайте, как отвечать на неизбежные вопросы, какой информацией готовы поделиться. К сожалению, иногда люди слишком любопытны и надоедливы. Не говорите больше, чем вам удобно сказать, а в случае необходимости не стесняйтесь говорить, что не хотите касаться этой темы. Не позволяйте никому ставить себя в неудобное положение.
8. Никогда не теряйте надежду
Этот последний совет очень важен. Никогда не теряйте веру и надежду на Аллаха, ибо во всем, что Он делает, есть какая-то цель и мудрость. Будьте терпеливы. Придет и ваше время, если на то будет воля Аллаха. Постоянно молитесь о том, чтобы Аллах исполнил ваше самое заветное желание. Это то, что, в конце концов, будет источником благодати в вашей жизни.
В Коране пророк Закария (мир ему) спросил Аллаха:
«»Господи! Как может быть у меня мальчик, если моя жена бесплодна, а я уже достиг дряхлого возраста?» Он [Ангел] сказал: «Все так и будет! Господь твой сказал: “Это для Меня легко, ведь прежде Я сотворил тебя самого, хотя тебя вообще не было”» (Коран, 19:8-9).
Аллаху легко благословить нас детьми, вопрос только, когда. Доверьтесь Аллаху и верьте в то, что баракат есть во всем, что делает Аллах.
В завершение прошу вас помянуть меня и моего мужа в ваших дуа и молю сама: «О Аллах, прошу, даруй каждой паре познать счастье быть родителями и благослови каждую пару, которая борется с бесплодием, здоровым ребенком в скором будущем. Аминь».
Прерывание и планирование беременности
«Истинно, Мы [говорит Господь миров] сотворили человека [праотца человечества Адама, а также Еву] из квинтэссенции глины; затем Мы поместили его [каждого из появлявшихся после чудесного сотворения Адама и Евы людей] в виде [капли] семени в надежное (защищенное) место [то есть во чрево матери]; потом создали из этой капли сгусток крови, из сгустка крови создали кусочек. После Мы сделали [этот] кусочек костями и облекли (покрыли, одели) их мясом. Затем Мы вырастили его [человека] как новое создание. [По истечении 120 дней его пребывания в утробе спускается ангел и вдыхает в формирующегося младенца душу. После обретения души кардинально изменяется состояние эмбриона: интенсивно начинают развиваться генетически заложенные качества натуры, слуховой и речевой аппарат и т. д. Стремительно развивается тело будущего человека.]
Благословен Аллах (Бог, Господь) [по мощи Своей и мудрости Он над всем и вся], Наилучший Творец. [Люди могут созидать, создавать, строить, используя Его законы и материалы, но даже при всем их интеллекте, при всех их возможностях и «инновационных идеях», по сути также данных им Свыше, все то, что они делают и способны сделать, никак и никогда до Конца Света не может быть соизмеримо с тем совершенным, что творит Властелин миров во Вселенной, на земле и в утробе матерей]!»[1], [2] (Св. Коран, 23:12–14).
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) на основе Божественного Откровения, а не научного достижения, оповестил: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови[3] и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах (Бог, Господь) направляет ангела, которому повелевается [записать] четыре вещи: удел его [то есть материальный достаток этого человека на протяжении всей последующей земной жизни], дела его, срок жизни и то, счастлив он будет или несчастлив. После чего ангел вдыхает в него душу[4]«[5].
Таким образом, по истечении 120 дней с момента зачатия Господь ниспосылает ангела, который вдыхает душу в формирующегося младенца, и человеческий эмбрион обретает жизнь. С этого времени эмбрион человека приобретает новое качественное состояние: возникшая человеческая душа делает его полностью сформировавшимся.
Все исламские ученые прошлого и настоящего едины во мнении (иджма‘), что по истечении указанного срока уничтожение человеческого эмбриона категорически запрещено (харам) и является преступлением[6].
До этого срока или после если и допускалось, то только в исключительных случаях, когда имелось очевидное опасение за здоровье или жизнь беременной женщины, опасения об унаследовании ребенком трудноизлечимых или неизлечимых болезней[7].
Ответы на вопросы по теме
Недавно я узнала, что нахожусь на 4-й недели беременности. Перед этим я болела и, будучи беременной, но не зная этого, пила антибиотики, но что самое страшное — мне сделали вакцинацию от краснухи, а при беременности это категорически запрещено. Теперь все врачи в один голос говорят, что лучше прервать беременность, так как краснуха обычно дает осложнения в виде различных патологий, в том числе врожденный порок сердца, глухоту, слепоту и т. п. Я знаю, что совершу большой грех, но и обречь будущего ребенка на пожизненные муки я тоже не могу.
Детей у нас нет, до этого был выкидыш. Муж и родители советуют делать аборт, говорят, что потом Всемилостивый подарит нам других детей. Я уже записалась на аборт, но сердце мое плачет и разрывается. Я каждый день молю Всевышнего, чтобы произошел самопроизвольный выкидыш, но он так и не происходит, а время уходит. Наверное, это своего рода экзамен, который послал мне Господь, но не знаю правильного ответа и решения. Скорее всего, мне придется делать аборт, но как потом жить с мыслью об этом, как искупить свой грех? Пожалуйста, дайте мне какой-нибудь совет. Гуля, Казахстан.
Вы можете сделать аборт, так как 120-дневный срок не истек, и ребенок еще не имеет души.
Я работаю акушером-гинекологом. При обучении в ординатуре мы подробнейшим образом изучали строение и развитие зародыша в утробе. Так вот, сердцебиение у эмбриона появляется на 3–4-й неделе беременности, первые движения и дифференцировка пола — на 8-й неделе, а на 12-й неделе он уже активно двигается, есть ручки и ножки (без разделения кисти на пальцы, в виде лягушачьей лапы), не говоря о том, что у него уже развиты некоторые жизненно важные органы. Учась в мединституте, я была категорически против абортов на любом сроке беременности. Став же специалистом (акушером-гинекологом), еще больше уверилась в правильности моего суждения. Аборты я не делала и не делаю, так как считаю это убийством и деянием, совершаемым против воли Творца. По заключению мусульманских богословов получается, что до 120 дней жизни плода женщине разрешено делать аборт. Некоторые приводят цифру 40 дней, мол, до этого момента у него нет души, он мертв. Но с медицинской точки зрения эти 40 или вообще 120 дней он жив! 120 дней — это 17,5 акушерских недель, а на этом сроке плод уже вовсю кувыркается в утробе матери, совершает дыхательные движения, сосет свой пальчик, моргает. И это все будучи «мертвым»?! Какое-то несоответствие.
Многие женщины-мусульманки делают аборты до 40 или 120 дней очень часто, пренебрегая элементарными методами контрацепции.
Мой коллега-врач, тоже правоверный мусульманин, ссылаясь на утверждения богословов и руководствуясь тем, что это его работа, производит аборты сроком до 3,5–4 месяцев.
Скажите, Шамиль, неужели моя точка зрения насчет абортов неправильна? И нужно ли женщине каяться, если она совершила их в молодости? Или врачу-гинекологу, ведь это его работа? Я с пониманием отношусь к тем случаям, когда беременность представляет угрозу жизни матери или наносит тяжелый вред организму женщины, тогда, думаю, аборт делать можно. Зарема.
Вы правы. Ваши рассуждения верны.
Я замужем четыре года. Во время второй беременности врачи советовали мне прервать беременность из-за угрозы моему здоровью и здоровью ребенка. Несмотря на это, все прошло нормально. В настоящий момент я вновь забеременела. Врачи опять будут советовать мне прервать беременность. Как поступить? Существует ли в Исламе понятие «планирование семьи»? Можно ли сомневаться в целесообразности родов на том основании, что не смогу уделять полноценного внимания и времени всем детям? Лида.
Планирование семьи возможно, тем более когда имеется угроза здоровью матери. Но если наступила беременность, то лучше оставить ребенка, делая все необходимое для сохранения здоровья как матери, так и ребенка.
Некоторые ждут наступления беременности годами, а другие думают, как бы ее прервать. Очень много случаев, когда врачи утверждают, что ребенок родится больным, а он рождается здоровым, и наоборот. Появление нового человека на белый свет — сложный процесс, в котором участие Творца огромно, а знание о будущем человеке значительно сокрыто Им от людей.
Я женат на разведенной женщине, которая старше меня на десять лет (ей 45, мне 35). У нее есть 14-летний сын. Мы живем раздельно. Она недавно забеременела, но не хочет рожать ребенка, так как о браке знают только несколько человек. Хотя никях совершен в соответствии с шариатом (в мечети). Я же, напротив, хочу этого ребенка. Она просит меня разрешить ей прервать беременность. Подскажите, пожалуйста, имею я право разрешить ей аборт? Али, 35 лет.
Вам в ваши 35 лет стоит и пора уже заводить своих детей.
У меня есть дочка, ей 7 месяцев, а жена забеременела вторым ребенком. Я слышал, что беременность останавливает материнское молоко. Можно ли в таком случае, не доводя беременность до 120 дней, сделать аборт, выпив таблетку, если точно знаем, что непрерывание приведет к слабому росту (физически и умственно) первого нашего ребенка? Шер, 25 лет.
У вас нет серьезного повода прерывать наступившую беременность. Кормите грудным молоком первого ребенка еще 4 месяца (если оно есть), а потом прекратите. При таком положении дел вы не совершите греха, достаточно накормите старшего и не навредите еще не родившемуся младенцу.
Люди порой ждут беременности десятилетиями, лечатся долгие годы, неся огромные финансовые затраты. А у кого-то после рождения ребенка нет молока, и они вынуждены кормить его специальными молочными смесями, при употреблении которых не бывает аллергии, кстати. В каждом случае есть свои плюсы и минусы, но прерывать беременность очень даже не советую. Старший ребенок не пострадает (с Божьего на то благословения).
В будущем планируйте беременность, это важно.
У нас с мужем трое детей, сейчас беременна четвертым. Муж настаивает на аборте. Причина — мало денег, долги, устал, дети еще маленькие (самой младшей 9 месяцев) да и я сама еще не восстановилась от предыдущих родов. Я в растерянности, боюсь гнева Всевышнего, но и препятствовать мужу также не хочу. Можно ли при небольшом сроке беременности сделать аборт? Мадина, 30 лет.
На будущее: не забывайте о методах контрацепции. Лучше заранее предупредить наступление беременности, чем потом делать аборт.
В вашем случае аборт возможен, но все же окончательное решение примите совместно с мужем, взвесив все плюсы и минусы сложившейся ситуации.
Моя сестра гинеколог. Является ли грехом для врача сделать пациенту аборт до трехмесячного срока беременности? Вефа, 34 года.
Если беременность не достигла 120-дневного срока и желание пациента имеет серьезное основание, то позволительным будет сделать аборт. Также важны медицинские показания о нежелательности беременности.
Заключительное решение, конечно же, за пациентом, но сестре следует ненавязчиво при каждом подобном случае советовать пациенту сохранить беременность, дать жизнь новому человеку и не лишать его возможности увидеть свет, земную и вечную красоту.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Замечу, что арабский оригинал данного текста Священного Писания был сообщен по воле Творца пророком Мухаммадом более четырнадцати веков назад посреди знойной бедуинской пустыни, среди невежественных людей. Неизменяемый текст оригинала был пронесен как часть Священного Писания через многие века, и только в последнем столетии наука подтвердила очередность этапов развития эмбриона, описанных в заключительном Божественном Писании. Это категорически не должно восприниматься как «подтверждение» истинности Священного Корана, просто наука смогла наконец-таки подняться на новый уровень понимания священного текста.
[2] Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996. Т. 2. С. 871.
[3] Есть хадисы, указывающие на то, что во вторые сорок дней происходит активное формирование эмбриона, его внешнего облика и внутренних органов. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 593.
В любом случае в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует) периоды формирования эмбриона даны очень обобщенно. Все подробности и нюансы раскрывает уже современная медицина опытным путем и используя высокоточное оборудование. Информация, которую может дать посланник Божий, духовного характера: когда в человека вдувается невидимая нам душа, делающая его человеком в полном смысле.
[4] Есть два риваята (варианта) данного хадиса: в одном ангел сначала записывает, а после вдыхает душу, в другом — наоборот. Но в чем мнение ученых при комментировании риваятов хадиса едино, так это в том, что душа вдыхается ангелом в зародыша через 120 дней после нахождения в утробе матери. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 588, 593; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 191.
[5] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1–(2643); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 189–192, хадис № 2643 и пояснение к нему; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6595; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».
Также см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6595.
[6] Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 14. С. 588–594.
[7] См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 3. С. 176; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. С. 162; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Т. 4. С. 2646–2648; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Т. 3. С. 214; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 8. Ч. 16. С. 189–195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Т. 2. С. 547.
Допускается ли в исламе делать аборт?
Беременность для женщины – это подарок от Бога и в то же время серьёзное испытание. Ребёнок является милостью Всевышнего, и убийство детей, рождённых или находящихся в утробе, в исламе, как и в других религиях, осуждается. Когда мусульманское вероучение стало распространяться среди арабских племён, именно повеления Аллаха остановили жестокие убийства младенцев, которые были распространены у многобожников.
В Коране нет прямого запрета на прерывание беременности, однако есть аяты, посвященные детоубийству.
«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете» (6:151)
Известен также хадис, в котором Пророк (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Создание каждого из нас накапливается в материнской утробе в течение сорока дней, потом там же столько же времени становится связанным (отвердевшей кровью или во взвешенном состоянии), затем столько же времени превращается в маленький кусочек плоти. После к нему присылается ангел, который вдохнёт душу и передаст приказ по четырём пунктам о том, что будет написано на роду: средства к существованию, смертный час, деяния (что необходимо сделать) и положение в загробном мире (Рай или Ад)» (приводят аль-Бухари и Муслим).
В указанных выше обоих коранических аятах исламские богословы в понятие «дети» включают и ещё не родившегося ребёнка. А исходя из хадиса о «вдыхании души», теологии развернули дискуссию на предмет того, когда эмбрион можно считать человеком.
Поскольку только Сам Всевышний имеет право давать и отнимать жизнь, совершение аборта расценивается как харам. Однако бывают жизненные ситуации, когда аборт может быть разрешён для сохранения жизни и здоровья матери. Для таких случаев принципиально важно определить тот самый срок вдыхания души – т.е. время, когда у плода появляются выраженные признаки жизни, называемое «жанин». По мнению большинства учёных, это 120 дней. Но существуют версии, что эмбрион уже является человеком на 40-й, 42-й либо 45-й день после зачатия.
Отметим, что по Шариату медицинский сотрудник, проводящий операцию, хоть и является причиной гибели плода, не рассматривается как совершивший убийство в полном понимании этого слова. Но данный его поступок в любом случае будет считаться греховным.
Во многих исламских течениях предусматривается, что совершивший аборт человек обязан выплатить своеобразную компенсацию – гуррат (искупление за кровь). Учёные определили его размер в 50 золотых динаров (около 212,5 грамма золота) или 500 серебряных динаров (1500 грамм серебра). Он выплачивается опекуну ребёнка. Если мать выпила лекарственные препараты, вызывающие выкидыш, она выплачивает гуррат отцу нерождённого ребёнка. Если же супруг заставил женщину совершить такой грех, то поскольку вина за него лежит на обоих, необходимо выплатить гуррат братьям и сёстрам нерождённого малыша. Если нет возможности выплатить гуррат, необходим каффарат – непрерывно держать пост в течение двух месяцев.
Особенности отношения к аборту в различных мазхабах
1. У последователей Абу Ханифы мнения о дозволенности аборта разделились. Первая группа теологов считает, что прерывание беременности до того, как у плода сформировались части тела, другими словами, до 120-дневного срока, является разрешённым. Другая группа факихов ханафитского мазхаба высказалась против аборта на любом сроке беременности, посчитав это харамом. Сторонники запрета настаивают, что без веских причин совершать аборт до указанного срока не дозволено.
2. Теологи мазхаба Имама Малики однозначно рассматривают аборт как убийство, поэтому даже провоцирование выкидыша на любом сроке беременности приравнивают к греху. По мнению маликитов, эмбрион с момента зачатия уже является «жанин», т.е. живым. Хотя такое действие по тяжести не приравнивается к убийству человека, оно является греховным.
3. В шафиитском мазхабе прерывание беременности разрешено в первые 40 дней после зачатия, если имеются медицинские противопоказания, подтверждённые двумя независимыми врачами, которые соблюдают исламские каноны. Также должно быть согласие обоих супругов на проведение аборта. После указанного срока аборт запрещён. В данном мазхабе имеется особенность в определении величины гуррата – он измеряется не драгоценными металлами, а пятью верблюдами.
4. Факихи мазхаба Ханбали придерживаются того же мнения, что и шафииты: проведение аборта через 40 дней после зачатия запрещёно. Ряд ханбалитов разделяют мнение ханафитов о том, что прерывать беременность можно до того, как плод приобрёл человеческий образ, т.е. до четырёхмесячного срока.
Добавим, что имам каирской мечети «аль-Азхар», шейх Махмуд Шалтут в середине ХХ века писал: «Учёные прошлого единодушны в том, что после появления признаков шевеления плода (спустя 120 дней после зачатия), аборт запрещён для всех мусульман, поскольку это преступление против живого существа. И если плод родился живым и умер сразу же после родов, положено выплатить выкуп за кровь, а если плод родился мёртвым – 1/20 часть гурра» (Islam: Creed and Shariah).
Таким образом, только наличие серьёзных причин позволяет провести искусственное прерывание беременности. Условия, при которых разрешён аборт: наличие согласия обоих супругов и заключения двух врачей-мусульман. Как бы то ни было, даже если есть угроза жизни матери или предполагаются проблемы в связи с рождением больного малыша, прерывание беременности в исламе считается нежелательным.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Здравствуйте! Лет 5 назад моя мама забеременела. Узнала она это, когда мама с папой хотели развестись. Прям в тот же вечер, когда папа заявил об этом маме и нам. Мы с сестрой плакали, переживали много, думали с мамой. Втроём сидели в другой комнате. Мама странно себя чувствовала. Потом пошла на кухню и начала кушать курицу варёную. В один момент отложила её и сказала : » По моему я беременна» мы с сестрой радостно посмотрели друг на друга. Мама с сестрой побежали в аптеку, сделали тест. Беременность подтвердилась! И этот малыш, который появился в маме, остановил родителей и уберек от развода. Они быстро помирились. Мы часто обнимали мамин живот, я рисовала рисунки, где изображала маму и братика ( хотелось братика), но в один день, когда я подошла к маме и хотела обнять её живот, она на меня накричала. Её глаза тут же покраснели и наполнились слезами и она выгнала меня. Тогда я не поняла, почему мама так отреагировала. Немного позже она рассказала нам, что ребёнок умер. Через 2-3 года мама рассказала правду. Оказалось, что ребёнок в её животе оказался больным ( не знаю, что именно. Я не спрашивала) и она сделала аборт. Ответьте, совершила ли грех моя мама? И простит ли её Аллах? После этого мама родила ещё одну дочку. В семье нас всего 4 ребёнка. Все девочки.
Не похоже, что мама Вам соврала про серьезную болезнь плода — это является единственным оправданием для совершения аборта, согласно Шариату, который не будет считаться грехом.
у меня трое детей от первого брака,в разводе много лет,сейчас я беременна от женатого мужчины,срок 7-8 недель,аборт от него уже три раза делала по его настоянию,сейчас с четвертым беременна,он снова настаивает на аборте,а никях уже 5 лет обещает,ещё до женитьбы его,что мне делать?
Он мне поставил условие, что если я не уберу ребёнка, он даст мне последний развод(((
Ассаляму Алейкум, скажите пожалуйста как поступить в моей ситуации. Я замужем, у нас уже есть один ребёнок. Но получилось так, что мы разбежались, так как родители между собой очень сильно поругались, мы начали встречаться втайне от них, с намерением, что скоро все отношения восстановятся. Но тут я забеременела, беременность 4 недели, он говорит сделать аборт, так как ни его, ни мои родители не примут. Боюсь оставлять ребёнка, мой брат и мама убьют меня за это, как мне быть?
Уа алейкум ассалям! Вы должны строить семейную жизнь самостоятельно, без оглядки на мнение родственников, тем более непозволительно идти на страшный грех аборта (по сути — детоубийства) из-за чужого вмешательства в ваши с супругом отношения. Не переживайте, родственники рано или поздно свыкнутся и начнут уважать ваше мнение и право на личную жизнь.
Здравствуйте, скажите пожалуйста, я не замужем, забеременела , ребенку 6 недель, почти 7, я не знаю, как сказать родителям , они меня убьют , подскажите, как поступить, аборт сделать будет считаться наисильнейшим грехом? Тем более без никаха
Ассаламалейкум! беремена 3 месяца, врачи сказали ребёнок больной — синдром Дауна. можно сделать аборт?
Есть информация что до 40 дней можно прервать беременность, если беременность наступила в браке и от мужа и оба согласны на прерывание, то это будет НЕ тяжким грехом, а порицательным действием. Справедлива ли эта информация? Причина- проблемы со здоровьем, из-за двух тяжелых беременности . и 3 беременность ставит под угрозу жизнь матери.
И расскажите в итоге что с малышом? Вызвали роды в 35 недель или дождались естественных родов?
Про 35 недель. Это ведь уже не прерывание, это полноценные роды. Тут уже полный сформировавшийся человек. Здесь уже только Всевышний знает что будет с малышом.
Ассаламу аллейкум! Такая ситуация есть 2 ребёнка, забеременела 3 , срок 4 недели. Предыдущие беременности были очень тяжелыми для меня, последняя особенно, третья будет ещё хуже , я просто не выдержу , поэтому решили с мужем прервать беременность до 40 дней. Будем ли мы прощены Аллахом? Как искупить потом этот грех? Оба читаем намаз, стараемся придерживаться мусульманского шариата
Уа алейкум ассалям! Несомненно, это будет тяжким грехом. Аборт допустимо делать только по крайним медицинским показаниям при угрозе жизни матери или плоду.
Здравствуйте! У меня трое детей. Все три девочки. Хотим мальчика. Можно ли определить по анализам мальчик или девочка и до 40 дней убрать плод. Будет это грехом?
Ас саляму алейкум , скажите пожалуйста я беременна, срок 5 недель ,у меня опухоль доброкачественная молочной железы и киста , я один раз сделала операцию, но опять повторилась , с беременностью может все ухудшится ,и ещё мне вчера на узи сказали, что у меня ещё и киста желтого тела яичников большая ,можно прервать беременность .